- КОНГЛОМЕРАТ
- (англ. conglomerate) – группа компаний, объединенных в единую организацию с диверсифицированными интересами. Входящие в К. предприятия не обязательно связаны производственно-технологич. кооперацией или принадлежностью к той или иной отрасли. К. часто выступают в форме холдинговых компаний. Многообразие сфер деятельности может достигаться диверсификацией крупной компании ради получения таких преимуществ, как устойчивость положения на рынке (когда, напр., временная убыточность одного произва компенсируется прибыльностью других). Мотивом образования К. наряду со снижением финанс. риска (обычной целью диверсификации производства) является стремление компаний к повышению прибыли и богатства. Приобретая др. компании, К. концентрирует ряд функций, напр., такие как маркетинговая деятельность, сбыт товаров, что повышает эффективность производства. Нередко компании приобретают малоэффективные предприятия с целью превратить их в эффективные. Наиболее распространенной формой образования К. является практика слияний и поглощений (M&A). К. отличаются высокой степенью децентрализации стратегического управления, в то же время входящие в них компании пользуются самостоятельностью в принятии решений по текущему управлению произ-вом. Слияния и поглощения, ведущие к образованию К., подразделяют обычно на две категории: расширяющие объем производства и расширяющие рынок. Мнения о последствиях распространения в рыночной экономике К. расходятся: одни авторы полагают, что этот процесс «умерщвляет» конкуренцию (поэтому во многих странах образование К. ограничивается антимонопольным законодательством), другие – что он способствует появлению новых форм конкуренции. Интерес к акциям К. на финансовых рынках, по многолетним наблюдениям, носит неустойчивый характер. (См. Финансово-промышленные группы.)
Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2002.